+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Должностные обязанности художественного руководителя театра

Содержание

Кто такой художественный руководитель (худрук)?

Должностные обязанности художественного руководителя театра

Все творческие коллективы нуждаются в руководителе, который бы занимался и постановкой, и решал вопросы артистов.

Изначально художественные руководители творческих коллективов брали на себя обязанности педагогов по вокалу, танцу, сценической речи и т.п.

Однако постепенно к этому начали добавляться и финансовые вопросы, и решение организационных проблем.

Таким образом, художественные руководители (или худруки) – это специалисты, которые совмещают в себе творческое и административное начало, что ставит их несколько отдельно от представителей творческих профессий.

Чем занимается худрук

Необходимо отметить некоторые особенности данного рода деятельности:

  • для участников творческого коллектива худрук – это педагог, состоявшийся профессионал в сфере танцев, эстрады или актерского мастерства;
  • он занимается организацией выступления, проверкой сцены, декораций, костюмов;
  • заключает договоры и контракты, назначает встречи со спонсорами и заказчиками.

В действительности худрук – это должность, до которой необходимо профессионально дорасти. Как правило, на такую работу годятся уже состоявшиеся в своей области артисты: участники и лауреаты творческих конкурсов, популярные музыканты, певцы, театральные актеры и т.д.

Довольно часто худруками называют и театральных режиссеров, дирижеров, известных хорегорафов. Поэтому художественный руководитель – это скорее административная должность, нежели профессия.

Художественный руководитель может работать как с профессиональным коллективом, так и любительским. Это могут быть:

  • дети;
  • лица старше 18 лет;
  • люди пенсионного возраста.

При этом худрук может работать сразу с несколькими коллективами, которые могу иметь даже разные творческие профили. Конечно, подобное встречается в основном в небольших населенных пунктах. Чаще всего профиль руководителя вполне четкий:

  1. хореография;

  2. народное творчество;

  3. эстрадное пение;

  4. театральное мастерство.

Обязанности художественного руководителя

У худруков довольно внушительный набор обязанностей. В основном он связан с организационной работой:

  1. осуществлять отбор участников в творческий коллектив;

  2. проводить обучение и репетиции;

  3. создавать программы выступлений, репертуарные планы и график показов;

  4. заниматься организацией выездных выступлений, собирать необходимые документы, а также обеспечивать бюджетирование;

  5. отслеживать профильные конкурсы, подавать заявки, готовить конкурсные выступления;

  6. решать проблемы и конфликтные ситуации внутри коллектива, отслеживать общий эмоциональный фон его участников;

  7. работать с бухгалтерией и специальной документацией.

Для того, чтобы выполнять эти обязанности, художественный руководитель должен обладать навыками:

  • педагога;
  • администратора;
  • бухгалтера;
  • менеджера.

Требования к худруку

Руководитель современного творческого коллектива должен соответствовать следующим требованиям:

  • высшее образование в области культуры или искусства;
  • педагогический опыт;
  • навыки ведения деловой переписки и общения;
  • знание законодательства в отношении деятельности любительских и профессиональных творческих коллективов.

Трудоустройство художественного руководителя

Худруков чаще всего можно увидеть в бюджетной сфере. Это, как правило:

  1. дома культуры;

  2. центры творчества;

  3. творческие мастерские;

  4. танцевальные студии.

Впрочем, услуги талантливых организаторов и творческих специалистов нужны и в частных студиях.

Художественные руководители имеют достаточно плотный рабочий график, который во время репетиций или выездных выступлений и вовсе становится ненормированным. Поэтому желающим работать в этой должности необходимо быть выносливыми и эмоционально стойкими людьми.

Обучение худруков

Как уже было сказано, на должность худрука назначают только состоявшихся в профессии артистов. Специальных факультетов по подготовке художественных руководителей не существует.

У худрука может быть профильные педагогическое образование по роду деятельности коллектива. Если он управляет танцевальной группой, то образование балетмейстера или хореографа, если творческой мастерской – то актерское или режиссерское и т.д.

Карьерные перспективы художественного руководителя

Худруком может стать лишь человек с активным творческим прошлым. Это уже само по себе является карьерный рост. Далее возможно лишь продвижение по административной лестнице – например, на должность руководителя студии или директора дома культуры. В этом случае понадобятся также навыки управления персоналом.

Личностные качества художественных руководителей

От худрука для успешной работы требуется набор нетривиальных способностей:

  1. креативность;

  2. творческий потенциал;

  3. целеустремленность;

  4. амбициозность;

  5. навыки руководителя, организатора и лидера;

  6. художественный вкус;

  7. стрессоустойчивость;

  8. трудолюбие;

  9. умение строить отношения с коллективом;

  10. эмоциональная и физическая выносливость.

Сколько зарабатывают худруки

Самый большой достаток имеют художественные руководители, которые работают в крупных городах с большими и известными коллективами. Так, например, столичный худрук с опытом работы более трех лет может иметь заработную платы в районе 45 000 рублей.

Если же брать регионы, то худрук любительского коллектива в среднем зарабатывает 19 000 рублей в месяц.

Плюсы и минусы профессии художественный руководитель

К положительным моментам профессии художественный руководитель следует отнести:

  • большие возможности для творческого развития;
  • возможность воплощать собственные идеи и задумки.

Минусами профессии стоит считать:

  • широкий перечень должностных обязанностей;
  • высокий уровень ответственности;
  • насыщенный рабочий график;
  • возможны стрессовые и конфликтные ситуации.

Источник: https://kedu.ru/press-center/profgid/khudruk

Должностная инструкция художественного руководителя студии хореографии

Должностные обязанности художественного руководителя театра

Руководители организаций исполнительских искусств театров, музыкальных и танцевальных коллективов, концертных организаций, концертных залов, цирков.

Должностные инструкции работников культуры, искусства и кинематографии предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом организаций культуры, искусства и кинематографии независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Должностные инструкции призваны способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, рациональному разделению труда, созданию действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между работниками, а также установлению единых подходов в определении их должностных обязанностей и предъявляемых к ним квалификационных требований. Должностные инструкции включают должностные обязанности работников, занятых в организациях исполнительских искусств театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, концертных организациях, концертных залах, цирках , музеях, зоопарках и других организациях музейного типа, фильмофондах, библиотеках, культурно-досуговых организациях дворцах и домах культуры, центрах домах народного творчества, парках культуры и отдыха, центрах досуга, кинотеатрах и других аналогичных организациях. Должностные инструкции содержат должностные обязанности, перечень необходимых знаний для их выполнения и квалификационные требования для трех категорий служащих — руководителей, специалистов и других служащих технических исполнителей в соответствии с принятой классификацией.

ВИДЕО ПО ТЕМЕ: Тонкости в работе хореографа

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам, представленным на сайте. Это быстро и бесплатно!

  • Должностная инструкция художественного руководителя
  • Должностная инструкция руководителя кружка
  • Please turn JavaScript on and reload the page.
  • Должностная инструкция художественного руководителя театра
  • Должностная инструкция специалиста по культурно массовой работе предприятия
  • Должностная инструкция хореографа

Должностная инструкция художественного руководителя

На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности.

Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции. Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей. Повышать свою профессиональную квалификацию.

За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Предлагаем скачать должностную инструкцию хореографа бесплатно и без смс, в формате удобном для редактирования в word. По сфере деятельности Алфавитный указатель Образцы резюме.

Общие положения 1. Хореограф относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется руководителю труппы. Осуществление обучению танцам, постановки и создания танцев с участием танцевальных коллективов.

Проведение работы по постановке новых и возобновлению ранее поставленных представлений, концертных программ, подготовке и проведению конкурсов.

Осуществление хореографических постановок, в том числе индивидуальных и коллективных в соответствии с правилами проведения спортивных соревнований. Проведение коллективных и индивидуальных занятий, репетиций с подростками и молодежью, занятыми в хореографических постановках.

Самостоятельная подготовка исполнения несложных ансамблевых номеров и хореографических сцен, обеспечение их художественного качества.

Осуществление развития музыкальных и хореографических способностей и эмоциональной сферы, творческой деятельности подростков и молодежи. Формирование эстетического вкуса занимающихся, используя различные формы организации музыкальной и хореографической деятельности.

Скачать должностную инструкцию хореографа Предлагаем скачать должностную инструкцию хореографа бесплатно и без смс, в формате удобном для редактирования в word. Должностные инструкции по другим профессиям: Повар Сантехник Резюме по профессии: Образец резюме хореографа.

Должностная инструкция руководителя кружка

При приеме на работу представляет в отдел организационной и кадровой работы свою трудовую книжку, паспорт, и другие документы военный билет, документ об образовании. Получает в отделе организационной и кадровой работы информацию о стаже работы, наличии льгот и др.

Своевременно сообщает в отдел организационной и кадровой работы об изменениях в учетных данных состава семьи, домашнего адреса, воинского учета, паспортных данных и др.

Балетмейстер хореографического коллектива студии , ансамбля песни и танца II категории — высшее профессиональное образование хореографическое без предъявления требований к стажу или среднее профессиональное образование хореографическое и стаж работы в должности балетмейстера хореографического коллектива студии , ансамбля песни и танца не менее 1 года.

Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность художественного руководителя театра [Наименование организации в родительном падеже] далее-Организация.

На должность художественного руководителя театра назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж творческой работы не менее пяти лет.

Художественный руководитель театра назначается и освобождается от должности руководителем организации театра.

Алла Никонова. Дата публикации : 03 марта , Оценка : 0. Тесты и Опросы.

Please turn JavaScript on and reload the page

Должностные инструкции звукооператора в доме культуры – должностные инструкции по подразделениям предприятия и отраслям деятельности инструкции заполнению Актеры 2.

Разряды обязанности должен знать достижения в музыкальном искусстве области акустики звуковой техники звукозаписывающую каталог должностных инструкций деятельности примеры трудового. II квалификационной 3 настоящей инструкцией 4.

На должность звукооператора назначаются лица со средним специальным образованием без предъявления требований к стажу многочисленным просьбам наших читателей публикуем должностные звукорежиссера.

С ознакомлен дата Роспись Расшифровка росписи муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества. Если вы точно знаете название на которую вам нужно найти ищите ди алфавитному указателю специальностей относится специалистов увольняется генеральным директором. Назначается лицо имеющее высшее профессиональное образование стаж работы аналогичной не менее 1 должностная инструкция.

Должностная инструкция художественного руководителя театра

Требования к квалификации: Высшее профессиональное оборудование и стаж работы по специальности не менее 1 года либо среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет.

Художественный руководитель должен знать: – основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность предприятия; – теорию и практику художественной и сценической работы; – основы межличностного общения и этикета; – профессиональную терминологию; – правила и требования пожарной безопасности; – формы и правила оформления отчетности и внутренней документации; – режим работы предприятия; – внутренние стандарты одежды униформы ; – основы законодательства о труде; – правила и нормы охраны труда. Назначение на должность художественного руководителя и освобождение от должности производятся приказом генерального директора по представлению арт-директора. Художественному руководителю для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности. На время отсутствия художественного руководителя командировка, отпуск, болезнь, пр.

Режиссер дирижер, балетмейстер, хормейстер, хореограф относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации.

Общие положения должностной инструкции.

Данная должностная инструкция руководителя кружка, секции, студии образовательного учреждения определяет обязанности педагога дополнительного образования, проводящего занятия с детьми в форме кружковой работы, в виде спортивной секции или студии. Руководитель кружка образовательного учреждения принимается на работу и освобождается от должности директором школы.

Должностная инструкция специалиста по культурно массовой работе предприятия

Должностные инструкции специалистов методического отдела Методическое обеспечение социально-культурной деятельности.

Художественный руководитель клубного учреждения, парка культуры и отдыха, научно – методического цен должностная инструкция.

Организует изучение и обмен опытом работы коллективов художественной самодеятельности, их смотры, фестивали, выступления в районе, микрорайоне, городе. Должностная инструкция художественного руководителя.

На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии. Получать необходимую для выполнения функциональных обязанностей информацию о деятельности организации от всех подразделений напрямую или через непосредственного начальника.

Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации. Знакомиться с проектами приказов руководства, касающимися его деятельности. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

Принимать участие в совещаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с его работой.

Должностная инструкция хореографа

.

Должностные инструкции художественного персонала дирижера, главного балетмейстера, художественного руководителя), заведующий труппой . театра (студии); Балетмейстер хореографического коллектива (студии), ансамбля Должностная инструкция прессовщика листовых материалов 6- го.

.

.

.

.

.

.

Источник: https://dkzavod.ru/konstitutsionnoe-pravo/dolzhnostnaya-instruktsiya-hudozhestvennogo-rukovoditelya-studii-horeografii.php

Мку «курский дом культуры» | должностная инструкция художественного руководителя

Должностные обязанности художественного руководителя театра

Закрыть

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений “бегущей строки” см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Должностная инструкция художественного руководителя

Должностные обязанности художественного руководителя театра

[организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия]Утверждаю[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного должностного лица, уполномоченного утверждатьдолжностную инструкцию][число, месяц, год]М. П.

Должностная инструкция художественного руководителя [наименование организации, учреждения и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Художественный руководитель относится к категории руководителей и непосредственно подчиняется руководителю Учреждения культуры.

1.2. На должность художественного руководителя принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж творческой работы не менее 5 лет.

1.3. Художественный руководитель принимается и увольняется с работы приказом руководителя Учреждения культуры.

1.4. Художественный руководитель должен знать:

– Конституцию Российской Федерации;

– законы Российской Федерации и решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства;

– региональные нормативные документы по вопросам культуры и искусства;

– внутренние документы Учреждения культуры;

– организацию театрального (музыкального) производства;

– психологию управления и творческого труда;

– современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию и музыкальную литературу;

– классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций;

– основы организации труда, трудового законодательства и авторского права;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

В рамках своих должностных обязанностей художественный руководитель:

2.1. Осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства и Устава Учреждения культуры и является организатором всего комплекса его творческой и производственной деятельности.

2.2. Несет ответственность за творческие и экономические результаты работы.

2.3. Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.

2.4. Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении.

2.5. Ведет работу с авторами в целях создания литературных (музыкальных) произведений для формирования репертуара театра.

2.6. Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам.

2.7. Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие.

2.8. Принимает меры по обеспечению Учреждения культуры квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию.

2.9. Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала.

2.10. Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности.

2.11. Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

2.12. Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам Учреждения культуры.

3. Права

Художественный руководитель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства Учреждения культуры, касающимися его деятельности.

3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.4. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

3.5. Требовать от руководства Учреждения культуры оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Художественный руководитель несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия] [должность] [подпись] [число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия] [подпись] [число, месяц, год]

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/dolzhnostnaya-instrukciya-hudozhestvennogo-rukovoditelya

Структура и содержание должностной инструкции руководителя театра

Должностные обязанности художественного руководителя театра

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации

Должностная инструкция художественного руководителя разрабатывается и применяется в учреждениях культурно-досугового типа для разграничения обязанностей сотрудников и закрепления квалификационных требований к кандидатам.

Какую структуру может иметь такая инструкция и какие условия можно в нее включать, будет рассказано далее в статье. 

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Концепция развития театра, Пример устава театра, Концепция развития академического драматического театра

Общие положения

Художественный руководитель должен знать:

  1. Конституцию РФ.
  2. Законы Российской Федерации и решения Правительства РФ по вопросам культуры и искусства.
  3. Региональные нормативные документы по вопросам культуры и искусства.
  4. Внутренние документы учреждения культуры.
  5. Организацию театрального (музыкального) производства.
  6. Психологию управления и творческого труда.
  7. Современную и классическую отечественную и зарубежную драматургию и музыкальную литературу.
  8. Классический и современный репертуар музыкальных театров и концертных организаций.
  9. Основы организации труда, трудового законодательства и авторского права.
  10. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Должностные обязанности

В рамках своих должностных обязанностей художественный руководитель:

Осуществляет свою деятельность на основании действующего законодательства и устава учреждения культуры и является организатором всего комплекса его творческой и производственной деятельности.

Несет ответственность за творческие и экономические результаты работы.

Обеспечивает художественное качество репертуара, способствующего формированию и удовлетворению потребностей населения в сценическом и музыкальном искусстве.

Основные ошибки в должностных инструкциях, которые обернутся для учреждения крупными санкциями, изучите в журнале  «Справочник руководителя учреждения культуры» и используйте в работе.

Определяет готовность спектаклей и принимает решения об их публичном исполнении.

Ведет работу с авторами в целях создания литературных (музыкальных) произведений для формирования репертуара театра.

Обеспечивает разработку и выполнение обязательств по заключенным договорам.

Организует работу по развитию творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, предпринимателями с целью пропаганды театрального, музыкального искусства и привлечения внебюджетных средств на его развитие.

Принимает меры по обеспечению учреждения культуры квалифицированными кадрами, их правильной расстановке и рациональному использованию.

Создает необходимые условия для творческого роста художественного персонала.

Обеспечивает органическое сочетание экономических и административных методов руководства, моральных и материальных стимулов для развития активности работников в творческо-производственной деятельности.

Способствует формированию и сохранению в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

Поручает решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, другим работникам учреждения культуры.

✪ Как правильно оформить и утвердить должностную инструкцию, покажем в Системе Культура.

Права

Художественный руководитель имеет право:

  1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.
  2. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения культуры, касающимися его деятельности.
  3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
  4. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
  5. Требовать от руководства учреждения культуры оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
  6. Повышать свою профессиональную квалификацию.
  7. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.
  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Культура» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Ответственность

Художественный руководитель несет ответственность:

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, – в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

За причинение материального ущерба работодателю – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, – в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Материал проверен экспертами Актион Культура

Источник: https://www.cultmanager.ru/article/8432-di-19-m03-16-doljnostnaya-instruktsiya-hudojestvennogo-rukovoditelya-teatra

«Худруки театров — не госслужащие. Это творческая профессия» Театральные менеджеры комментируют расследование «Трансперенси Интернешнл — Россия»

Должностные обязанности художественного руководителя театра

«Трансперенси Интернешнл — Россия» опубликовала расследование, в котором утверждается, что система финансирования многих театров «пронизана конфликтами интересов». Материал касается художественных руководителей 14 учреждений (Театр п/р Табакова, Театр кошек Юрия Куклачева, Театр им.

 Пушкина и другие), которые заключают госконтракты, в том числе о режиссуре и исполнении ролей, с самими собой, «искусственно создавая себе дополнительные возможности для зарабатывания денег».

В списке фигурирует и «Гоголь-центр», худрук которого Кирилл Серебренников с августа 2021 года находится под домашним арестом, — тем не менее авторы настаивают, что их действия (сотрудники «Трансперенси» обратились в прокуратуру) на это не повлияли.

Текст активно обсуждается в профессиональной среде: многие руководители и сотрудники театров считают, что в «Трансперенси» не учли специфики творческой работы и обнаружили коррупцию там, где ее нет. «Медуза» попросила театральных менеджеров (не упоминающихся в расследовании) прокомментировать информацию, опубликованную «Трансперенси».

Что говорится в расследовании «Трансперенси Интернешнл — Россия». Очень коротко

Авторы расследования проверили коммерческую деятельность руководителей 135 театров Москвы и Санкт-Петербурга (при этом в расследовании фигурирует также ярославский Театр им. Волкова) и в 14 случаях выявили признаки нарушений, о которых заявили в прокуратуру.

В тексте отмечают, что руководители как минимум 14 государственных театров, в том числе Олег Табаков, Кирилл Серебренников и Олег Меньшиков, заключают госконтракты о выполнении актерской или режиссерской работы сами с собой, «искусственно создавая себе дополнительные возможности для зарабатывания денег», — и таким образом расходуют деньги налогоплательщиков.

В большинстве случаев, как того и требует закон, сделки согласовываются с работодателем (только два худрука из расследования согласовывали сделки уже после заключения), то есть с министерством культуры или департаментом культуры Москвы.

Однако, подчеркивают авторы расследования, это не разрешает конфликт интересов, а только «маскирует его».

Сотрудники «Трансперенси» также указывают как на недостаток, что все контракты заключены на безальтернативной основе — с единственным поставщиком, а в обосновании контракта говорится, что художественный руководитель может лучше других поставщиков поставить спектакль или сыграть в нем роль.

Полный текст расследования можно прочитать тут.

Евгения Шерменева

театральный продюсер, бывший руководитель Федерального центра поддержки гастрольной деятельности, бывший заместитель руководителя департамента культуры Москвы

Я думаю, что авторы расследования выделили 14 театров, про которые они говорят, только по одному принципу: они увидели варианты, где гонорар платили по [договору с] ИП.

Потому что масса театров платят гонорары своим худрукам и руководителям, но другим способом, и это не появляется в конкурсной документации; платят как дополнительные премии, как разовые выплаты, дополнительно согласованные с учредителем в виде зарплаты.

А платят гонорары на ИП, естественно, по одному принципу: чтобы сэкономить средства для зарплатного фонда. Когда вы платите индивидуальному предпринимателю, вы платите чистую сумму, и он сам уже рассчитывается с налогами. А если вы зачисляете это как гонорарную часть, вы должны выплатить отчисления 27,1% в фонды социального и пенсионного обеспечения.

Чтобы сохранить эти 30% для бюджетных средств, очень часто творческие люди открывают ИП, чтобы ответственность [за выплату налогов] брать на себя. На мой взгляд, это очень правильная практика, потому что человек, который зарабатывает гонорары, сам отчитывается перед государством за них. 

То, что театры невозможно вообще отключить от государственной поддержки, уже много раз обсуждалось.

Но если посмотреть на бюджеты театров, они все-таки на большой процент состоят из собственных заработанных средств (авторы расследования подчеркивают, что для многих городских театров бюджетные субсидии составляют больше половины годового дохода, иногда даже 90% — прим. «Медузы»). Это и спонсорские средства, и гастрольные заработки, и участие в фестивалях, и продажа билетов.

Очень часто до 80% заработка театров — это то, что они зарабатывают самостоятельно благодаря деятельности худрука. Надо понимать, что любые гонорары за постановку спектаклей — приглашенным или неприглашенным режиссерам и артистам — это все внебюджетные средства.

Никаких государственных средств на это не хватит. В ситуации, которую приводит «Трансперенси», это все не деньги бюджета. Но дело в том, что у нас сейчас все деньги, поступающие на счет театра, записываются в бюджет.

Даже деньги от спонсоров, от меценатов, от продажи билетов тут же подпадают сразу под бюджетное регулирование.

Сейчас нет разделения, которое было много лет назад, когда отдельно учитывались деньги государства и отдельно собственные средства, которые позволяли не согласовывать траты с учредителем, — все считается общим кошельком.

Кроме того, к суммам, которые называют расследователи, конечно, смешно апеллировать (общая сумма 60 контрактов, которые приводятся в тексте «Трансперенси Интернешнл», составляет примерно 97 миллионов рублей — прим. «Медузы»), потому что это фактически работа по совместительству — на полставки.

И те суммы, которые выписывали себе Дмитрий Бертман (440 тысяч рублей за постановку одного спектакля — прим.

«Медузы»), Кирилл Серебренников (345 тысяч рублей за спектакль), Евгений Писарев (480 тысяч рублей за спектакль), — это полставки, а то и четверть ставки оплаты работы режиссера за большой спектакль, в зависимости от возможностей театра.

Потому что, разумеется, если Кирилл Серебренников поедет в Европу ставить спектакль, он получит в десять раз больше, чем указано у него в гонораре в «Гоголь-центре». Но при этом он предпочитает ставить у себя в «Гоголь-центре», получая меньше, чем уезжать и ставить где-то на стороне.

Леонид Ошарин

директор Театра им. Маяковского

Так сложилось, что, как правило, худрук — это режиссер или актер. Но художественный руководитель не обязан быть режиссером или актером. И если он ставит в своем театре спектакль или участвует там как актер, то он вынужден подписывать сам с собой контракт за эту работу.

При этом договоры должны проходить процедуру сделки с заинтересованным лицом, то есть с Минкультом или департаментом культуры, чтобы не было коррупционной составляющей.

Худрук не может написать в контракте, что он хочет получить за работу, например, три миллиона рублей, хотя такую сумму можно заплатить приглашенному режиссеру.

В департаменте культуры реально оценивают работу, определяют и утверждают сумму, которую худрук получит за работу режиссера в своем театре, — она, как правило, меньше, чем если бы он ставил спектакль на стороне.

Можно оформлять дополнительную работу не через ИП — хотя это выгоднее для театра, — а дополнительным соглашением к трудовому договору. Но в этом случае все равно нужно проходить процедуру согласования с департаментом культуры. Никто не дает на откуп руководителям устанавливать самим себе гонорары за спектакли и за роли.

Учредитель это контролирует. Ни одной копейки свыше установленного контрактом театр не имеет права заплатить худруку или директору без согласования с учредителем. Сразу же включить в контракт эти суммы сложно: никто не знает наперед, будет ли человек что-то ставить в этом году или нет — или сколько спектаклей он поставит.

Есть худруки, которых нанимает директор, а есть те, у кого контракт с департаментом [культуры или министерством культуры]. Там есть свои нюансы. У кого контракт с департаментом, тот и отвечает перед ним или Минкультом.

Если контракт заключен с директором, то в любом случае перед учредителем будет отвечать директор, он же будет определять зарплату и гонорары худрука. Цену контракта и сам контракт в этом случае согласовывать с Минкультом не надо, потому что здесь тогда нет конфликта интересов.

Другое дело, что таких театров, где учредитель нанимает напрямую не худрука, а директора, очень мало.

Кирилл Крок

директор Театра им. Вахтангова

То, что [в расследовании «Трансперенси»] называется словами «конфликт интересов», — это ситуация, когда руководитель бюджетного учреждения выполняет дополнительные обязанности, которые у него не прописаны в трудовом договоре и поэтому подлежат дополнительной оплате. Можно я приведу вам пример? Если вам предлагают подработать в редакции не журналистом, а еще секретарем, вы, наверное, скажете: «Я могу, но за дополнительную плату».

Когда худруки, помимо руководства театром, играют в спектаклях или ставят спектакли, возникает этот конфликт интересов — поэтому сделка всегда утверждается учредителем (Министерством культуры России или местным департаментом культуры — прим. «Медузы»).

Художественный руководитель может сам себе назначить гонорар, в зависимости от того, может ли себе это позволить театр, и от того, какой устав в этом театре.

Если в театре единоначалие и во главе худрук, то да, он от имени учредителя выписывает себе гонорар, а потом его согласовывает; если двуначалие — то сумму назначает директор.

Мы же живем в условиях рыночной экономики и представляем рыночную стоимость участия Олега Павловича Табакова в какой-нибудь антрепризе. Каждая услуга имеет свою стоимость, а нормативов стоимости актерской и режиссерской работы, как в советское время, сейчас нет.

Когда учредителя не уведомили вовремя [о сделке], это техническое нарушение, и за него наступает административная ответственность. Иногда мы отдаем документ о согласовании учредителю, и он очень долго ходит по чиновничьим кабинетам.

Получается так, что премьера уже вышла и режиссер или актер уже поучаствовал в спектакле, а согласование вышло позже.

Это является нарушением закона, но это не криминальное нарушение закона, это не коррупция, а максимум административная ответственность, когда могут объявить замечание, чтобы в следующий раз такого не делали.

Бывают, например, такие ситуации: назначен артист на роль, в процессе репетиций выясняется, что он не тянет эту роль, или он по каким-либо творческим причинам отказался играть в спектакле. Тогда плечо театру подставляет худрук и за две-три недели вводится в спектакль.

Сделка с заинтересованностью (сделка, в которой присутствует персональная заинтересованность сотрудника театра — прим. «Медузы») оформляется, но она пробуксовывает по срокам. Что в этом такого? Она оформлена, допустим, 20-го, а премьеру сыграли 1 октября.

Что от этого изменилось? Расчетный месяц за премьеру наступает все равно после оказания услуги.

Мария Ревякина

генеральный директор фестиваля «Золотая маска», директор Театра наций

Есть такой 44-й федеральный закон [«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»], в соответствии с которым мы имеем право подписывать контракты с так называемым единым поставщиком, о котором пишет Transparency International.

Это нисколько не противоречит закону. Любое учреждение имеет право подписывать контракт с этим единым поставщиком — так называется в законе, например, актер, режиссер, художник (в расследовании отмечают, что «все контракты заключены на безальтернативной основе — с единственным поставщиком» — прим.

«Медузы»). 

Поэтому, если художественный руководитель театра является актером, режиссером или художником, он может выполнять эту работу, но с отдельным контрактом и за отдельную сумму. У каждого худрука есть должностная инструкция, в соответствии с которой он осуществляет прописанные в уставе театра и в его контракте пункты.

Этот контракт подписывает с ним учредитель — то есть Минкульт или департамент культуры какого-то города, и в этом контракте куча пунктов: грамотный пиар, привлечение зрителей, репертуарная политика и прочее. Постановки или игра в спектаклях не входят в этот контракт.

Так что если Евгений Писарев ставит в своем театре спектакль и еще играет в нем, давайте ему в пояс поклонимся за то, что он это делает.

Контракты с худруками как с актерами и режиссерами абсолютно законны. Потому что мы не сможем найти еще одного такого актера, как Олег Табаков, он уникален.

Мы не сможем найти такого же режиссера, как Римас Туминас, он уникален, так же как уникален Дмитрий Бертман или Евгений Писарев. Евгений Миронов не может быть худруком и бесплатно играть спектакли.

Это его работа, его хлеб, его профессия, поэтому с ним может быть заключен дополнительный контракт. В законе все это прописано, даже более подробно, чем нужно.

И потом тут [в расследовании] написано: «За соблюдением законодательства о конфликте интересов должна следить комиссия департамента культуры Москвы по служебному поведению гражданских служащих». Руководители театров не являются госслужащими, это другая категория профессии, загляните в классификационный справочник — это творческая профессия.

Александра Зеркалева, Саша Сулим

Источник: https://meduza.io/feature/2021/10/26/hudruki-teatrov-ne-gossluzhaschie-eto-tvorcheskaya-professiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.